«До чего же ты любопытный! – иногда отмахиваются родители, уставшие от бесконечных вопросов своего малыша. И напрасно. В дошкольном возрасте формируется любознательность. В отличие от любопытства, основанного на банальном наблюдении за действиями окружающих, развитие любознательности дошкольников является проявлением живой мысли, деятельного ума.
Познавая мир, малыш стремится приобрести новые знания.
Если его отношение к миру сопровождается не только вопросом «что?», но и «почему?», это говорит о стремлении ребенка к исследованию, анализу, логическим выводам. По разнообразию задаваемых вопросов можно судить о творческих задатках детей. А вот вялый интерес к окружению может быть свидетельством отклонения в развитии.
Правильно отвечать на замысловатые детские вопросы для взрослых – целое искусство.
- Нельзя «тушить» интерес малыша обещанием «подрастешь – сам поймешь».
- Быстрый готовый ответ может удовлетворить ребенка, но не даст ему возможности самому подумать о явлении.
- Односложные «да» и «нет» — только констатация фактов. Ребенку полезнее дать ответ в развернутой форме, объясняя взаимосвязь явлений с внешними признаками.
- Полезно вести с малышом диалог, побуждая и мотивируя ребенка к сопоставлению, сравнению, выводам и умозаключениям. Стремление разъяснить что-либо взрослому человеку стимулирует в ребенке развитие активной любознательности.
- Несложные эксперименты и опыты интересны дошкольнику практической направленностью и способствует самостоятельному мышлению. К примеру, открытие свойств воды (пар, облачко, кусочек льда, растопленная льдинка) повлечет за собой более сложные вопросы, потребует нового уровня осмысления.
- Загадки для дошкольника – прекрасное средство развития любознательности. Чтобы дать ответ, нужно проявить наблюдательность, умение сопоставлять и сравнивать свойства, ассоциативные способности.
- Наблюдение на прогулке — не требующий особых усилий способ познания мира. Потоки внешней информации для малыша огромны: поют птицы, едут машины, ремонтируется здание, чихает дедушка. Задача старших – терпеливо и обстоятельно отвечать на детские вопросы. Иначе впечатления со временем потеряют яркость.
- Познавательные детские телепередачи, видеофильмы, книги – богатейший источник новой информации, полезной и увлекательной для пытливого ума.
- С помощью развивающих детских игр можно упорядочивать получаемую ребенком информацию, обучая дошкольника классификации, логике, воспитывая попутно эстетические навыки.
Обучающего любознательности материала в окружающем мире предостаточно — как в собственной квартире, так и за ее пределами. Для интеллектуального и эмоционального развития ребенка важно не погасить в нем желание познавать и удивляться, задавать вопросы и искать ответы на них.